Перейти в группу новостей: 
 
Тема Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости
Написал Jetta <jetta@inbox.ru>
Дата 13 августа 2018 в 21:39:19
Группа новостей kraft.health

Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости

Ира Соломонова.
6 августа 2018 г.

Прилежных учеников ценят и хвалят. Справедливо ли это?

Мы давно привыкли к тому, что самый важный показатель успеваемости в учёбе –
оценки. Именно они влияют на перспективы школьника или студента. Более того,
от успеха в школе и университете зависит отношение окружающих: тем, кто
хорошо учится или учился, гордятся, его ставят в пример, к нему
прислушиваются. Должно ли так быть? Исследования – а изучают эту сферу
много – показывают, что достижения в образовании зависят от длинного ряда
факторов. Гены, социально-экономическое положение, воспитание, состояние
здоровья, преподаватель, оснащённость учебного заведения – всё это имеет
свое влияние.

В 2013 году международная группа учёных, занимающаяся поиском связи между
геномом человека и продолжительностью его образования, опубликовала статью c
результатами своей работы.
http://science.sciencemag.org/content/340/6139/1467 В ней исследователи,
проанализировавшие данные 101 тысячи человек, назвали три генетических
вариации (снипа*), ассоциированных с успехами в учёбе. Три года спустя, в
2016-м, команда вновь отчиталась о своей деятельности: исследование почти
300 тысяч добровольцев позволило выявить уже 74 вариации, наличие которых
коррелировало с длительностью обучения.
https://www.nature.com/articles/nature17671.epdf

В новой работе, опубликованной в июле этого года
(https://www.nature.com/articles/s41588-018-0147-3 ), учёные провели анализ
генетических данных огромного количества людей – почти 1,1 млн – чтобы
обнаружить впечатляющее количество ассоциируемых с образовательными
достижениями снипов: 1271.

Чем больше этих вариаций присутствует в геноме отдельного человека, тем
более продолжительное образование они получали. Один из соавторов
исследования Дэниел Бенджамин, изучающий влияние генетики и поведения на
экономику, подчеркнул, что речь не идет о нахождении «гена образования».
(https://www.theatlantic.com/science/archive/2016/05/the-genetics-of-staying-in-school/482052/
)
Судя по всему, обнаруженные вариации в генах уже с ранней стадии развития
человека отвечают за то, как в его мозгу формируются нейроны и связи между
ними. Эти биологические аспекты влияют на психологию личности и, как
следствие, – на то, как человек относится к образованию.

Безусловно, говорить о том, что склонность продолжать учиться зависит от
наследственности, нельзя. Каждая вариация оказывает крошечное влияние, и
даже все вместе они не решают человеческую судьбу. По словам
исследователей, они обуславливают лишь 11% разницы в продолжительности
обучения среди популяции (этот показатель учёные взяли потому, что его можно
применить к максимально широкой выборке). С другой стороны, когда от
единственного фактора зависит свыше 10%, его следует принимать в расчёт.
Для сравнения: как сообщает Atlantic, доход семьи объясняет лишь 7% разницы
в продолжительности учёбы. В то же время социально-экономическое положение
принято учитывать в исследованиях, касающихся образования, а генетику – нет.

Как отмечают учёные в специальном FAQ, который они опубликовали вместе со
статьёй, понимание влияния генов, хоть и наводят на неприятные мысли о
евгенике, всё же могут быть полезны. ( https://www.thessgac.org/faqs )
Учитывая их, учебные заведения, например, могли бы корректировать программу
или методы преподавания таким образом, чтобы «непредрасположенные» к успеху
студенты лучше усваивали материал.

Однако исследование о роли генетики в обучении поднимает и ещё один вопрос:
правильно ли в таком случае судить о человеке по его успехам в школе или
вузе, как это происходит сейчас? Если успех во многом зависит от факторов,
на которые мы не можем повлиять, стоит ли им гордиться и поощрять его?

По большому счёту, указывает Quartz, генетику образования можно сравнить с
генетикой роста, однако никому не придёт в голову считать высокий рост
доблестью или судить по нему о человеке.
(https://qz.com/1342520/doing-well-in-school-is-nothing-to-be-proud-of/ ) С
образованием же всё иначе, но почему? Всё чаще наука показывает, что успех в
учёбе – результат действия целого ряда переменных, биологических и
социальных. Помимо генов это могут быть: доходы семьи, влияние родителей
(считают ли они, что ребенку достаточно средней школы или настаивают, чтобы
он писал кандидатскую?), география (есть ли поблизости хорошие учебные
заведения?), конкуренция, личность преподавателя и многое прочее. Другими
словами, школьные достижения или провалы могут быть результатом случайного
стечения обстоятельств.

Британский социолог Майкл Янг, благодаря которому термин «меритократия»
получил широкую известность, признался, что разочарован тем, как общество
поняло его книгу 1958 года о «власти достойных». «Это была сатира, которая
должна была стать предостережением, – писал он в колонке в Guardian. –
Многое из предсказанного сбылось. <…> Образование поставило печать “Годен”
на меньшинство и “Негоден” на многих других, кто не смог засверкать». Те,
кому повезло, констатирует Янг, верят, что их успех – результат их
собственных качеств, и могут посчитать, что действительно заслужили всё, что
имеют. (https://www.theguardian.com/politics/2001/jun/29/comment )

Безусловно, получение знаний достойно всяческих похвал, но люди получают
знание всюду – не только в университетах, но и в библиотеках, на кухнях, в
концертных залах, на фермах. Мнение, что награды должны доставаться только
на основании интеллекта или диплома – разве это признак справедливого
общества?


* снип — Single nucleotide polymorphism (SNP), однонуклеотидный
полиморфизм. в Википедии есть статья.


(с) Ира Соломонова
(с) Republic


ps. если ваш ребёнок учится хорошо - хвалите его. если ваш ребёнок учится
плохо - не ругайте его: стресс хуже для здоровья, чем плохие отметки.

Все сообщения в этой теме
 
#  Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости Jetta 13 августа 2018 в 21:39:19
#  Re: Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости Sergey Plyasunov 14 августа 2018 в 12:06:03
#  Re: Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости Jetta 15 августа 2018 в 05:24:45
#  Re: Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости Sergey Plyasunov 15 августа 2018 в 09:12:01
#  Re: Ген отличника. Почему хорошие оценки – не повод для гордости Олег Валентинович 15 августа 2018 в 09:39:55