Перейти в группу новостей: 
 
Тема как сделать долгий полёт менее ужасным
Написал Jetta <jetta@inbox.ru>
Дата 27 августа 2018 в 21:38:34
Группа новостей kraft.health

сначала хотела закинуть этот пост в *.travel, но по сути сюда больше
подходит

===========
В кресле 20 часов: как сделать долгий полёт менее ужасным

(с) Republic
(с) Ира Соломонова

20 августа 2018 г.

«Ультрадолгих» рейсов становится все больше. Способов их пережить – тоже.

Прямо сейчас самый долгий беспосадочный авиаперелёт – это 17,5-часовой рейс
авиакомпании Qatar из Окленда, Новая Зеландия, в Доху, Катар (обратный полёт
на час короче). Скоро это изменится: в октябре Singapore Airlines запустит –
точнее, возобновит – авиасообщение между Сингапуром и Ньюарком (США).
Пассажирам на этом маршруте придется провести в воздухе 18 часов 45 минут.
Благодаря улучшению самолётов ультрадолгих рейсов становится все больше:
если в 2008 году средней дальностью коммерческих авиаперелётов было 1200 км,
то сегодня это 1390 км – на 16% больше.
(https://www.planestats.com/farn2_2018jul ) Можно предположить, что в
скором будущем длительность беспосадочных рейсов перевалит за 20 часов.

Ультрадолгие рейсы помогают сэкономить время тем, кто летает с одного конца
света на другой. Но перелёт, в котором человек вынужден 18 часов сидеть на
одном месте в искусственно созданном микроклимате – серьезное испытание.
Чтобы сделать этот опыт менее стрессовым для организма, авиакомпаниям
приходится пересматривать стандарты обслуживания на борту. В этом им
помогают учёные, исследующие, как на тело и мозг влияют все аспекты долгого
полёта – от меню до температуры и освещения.

Долгие полёты портят нам жизнь во многих аспектах.

От них немеют вкусовые сосочки во рту. Еда в самолете кажется невкусной
отчасти из-за того, что высота влияет на чувство вкуса примерно так же, как
сильный насморк, – оно теряется.
(https://www.cntraveler.com/stories/2014-04-03/why-airline-food-tastes-so-bad
) Восприятие солёности и сладости может ухудшиться почти на 30%, и воздух
самолёта, подсушивающий слизистую носа, делает только хуже. Скорее всего,
именно странным поведением вкусовых сосочков объясняется популярность
томатного сока во время полётов
(http://www.bbc.com/future/story/20150112-why-in-flight-food-tastes-weird ):
некоторые исследования показывают, что, в отличие от остальных вкусов, умами
(именно он присущ помидорам) может усиливаться на высоте. Это делает
томатный сок в небе желаннее, чем на земле, особенно на фоне блёклости
остальных вкусов. Высота также заметно сказывается на вкусе вина, поэтому
специалисты советуют: если хотите выпить в полёте, лучше сделать это в
первой его части.

Снижается уровень кислорода в крови, и это провоцирует ощущение усталости и
головную боль. (https://www.vox.com/2014/10/28/7079083/flying-sick-oxygen )
Давление в самолёте симулирует условия на высоте 1800–2400 метров над
уровнем моря. Если организм не привык к жизни на такой высоте, концентрация
кислорода в крови будет ниже нормальной для него, и в результате появится
чувство утомления – физического и умственного.

Усиливается газообразование – точнее, из-за снижения давления происходит
расширение газов, имеющихся в организме.
(https://www.nbcnews.com/business/travel/let-your-flatulence-fly-scientists-urge-passengers-flna1C8431651
) Это приводит к ощущению вздутости в животе, заложенности в ушах и может
вызвать зубную боль: из-за разрушения тканей или плохо поставленной или
старой пломбы в зуб может попасть воздух, который, расширяясь, причинит
дискомфорт.
(https://www.huffingtonpost.com/thomas-p-connelly-dds/tootaches-on-airplanes_b_873780.html
)

Вдобавок в вышеперечисленному кожа и организм в целом теряют влагу, мы
подвергаемся повышенному риску развития меланомы (исследования показали, что
это справедливо для пилотов и остальных членов экипажа), ноги отекают, а
циркадные ритмы сбиваются: организму может потребоваться до двух суток,
чтобы «прийти в себя», и все это время человек будет чувствовать себя
уставшим, невыспавшимся и плохо соображающим.
(https://jamanetwork.com/journals/jamadermatology/fullarticle/1899248 )

Чтобы хотя бы частично облегчить тяготы перелёта, советуют двигаться –
ёрзать, ходить по салону, переминаться с ноги на ногу – хотя бы каждые
полчаса, избегать алкоголя (он только усугубит нехватку кислорода и потерю
жидкости), принять таблетку аспирина накануне и в день перелёта (он усилит
кровоток) и пить побольше воды не только перед вылетом, но и хотя бы за день
до него.

Облегчить пассажирам перелёты со своей стороны стараются и перевозчики. Для
этого они объединяются с учёными и проводят испытания как в искусственно
созданных, так и в реальных условиях – если увидите в самолёте человека с
датчиками по всему телу, это оно. Как следует из материала Wall Street
Journal, пересматривать приходится буквально все составляющие полёта.
(https://www.wsj.com/articles/the-science-behind-the-worlds-longest-flights-1534339076?mod=e2fb
)

Австралийская Quantas учитывает особенности работы тела человека при
оснащении салона. Во время долгих перелётов, когда пассажиры готовятся ко
сну, освещение становится красноватым или желтоватым – в нормальном
жизненном ритме такие цвета сигнализируют мозгу о наступлении вечера и
способствуют выработке «гормона сна» мелатонина. Когда пора просыпаться,
зажигается бело-голубой свет. Температура также меняется, чтобы
способствовать засыпанию, – её делают ниже, так как человек лучше спит,
когда вокруг нежарко. Оптимальной температурой для сна считается 16–19°С.
(https://www.nytimes.com/2009/08/04/health/04real.html )

Qantas также изменила время подачи еды на своем маршруте из Перта в Лондон:
ужин раздают позже, чтобы помочь «биологическим часам» организма
перестроиться на новый часовой пояс. В Singapore придерживаются другой
стратегии: на своих 17-часовых рейсах между Сингапуром и США компания
предоставляет пассажирам самим выбирать, когда есть и когда спать.

Еда, которую подают пассажирам в полёте, проходит долгий путь от кухни до
желудка: между приготовлением и доставкой к самолету может пройти 8–10
часов, а затем ещё до 15 часов до повторного нагрева и употребления. В таких
условиях разные продукты показывают разные свойства: к примеру, изысканный
соус из йогурта и яичных желтков обязательно потеряет консистенцию, а вот
слегка обжаренные листья шпината сохранятся в лучшем виде.

Помимо таких очевидных факторов, как сохранение внешнего вида, есть и
другие. Так, пишет WSJ, авиакомпания Singapore разрабатывает блюда с таким
составом, чтобы они не приводили к появлению пиков или спадов уровня сахара
в крови пассажиров. С этой целью из меню, например, убирают картофель,
заменяя его цветной капустой с приправой из куркумы – первая помогает
сократить потерю жидкости организмом, а вторая имеет противовоспалительный
эффект.

Вместо больших порций в самолете подают несколько маленьких: с одной
стороны, это тоже помогает избежать скачков уровня сахара в крови, с
другой – когда человек сидит, ему нужно меньше энергии, чем в обычной жизни.
Некоторые авиаперевозчики также намеренно уменьшают солёность своих блюд,
чтобы предотвратить обезвоживание организма во время долгого полёта: вместо
соли используют приправы с яркими вкусами, которые компенсируют потерю
вкусовых ощущений на высоте. К этому добавляются стандартные приёмы
авиаповаров: побольше соусов, чтобы компенсировать потерю жидкости, и другие
«влажные» продукты взамен «сухих» – к примеру, куриные голени вместо грудки.

Еще один приём, которым пользуется Singapore: кормить так, чтобы пассажиры
больше двигались. Для этого компания предлагает «бульонный чай» (bone-broth
tea) – напиток, заваренный из перетёртых в порошок говяжьих или куриных
костей. Он работает как диуретик и заставляет людей чаще вставать и ходить
по салону – это почти единственный способ размяться во время 15-часового
сидения в кресле. Для этого же перевозчики предлагают пассажирам физические
упражнения, которые можно выполнять, сидя в кресле, чтобы ускорить кровоток
и избежать отекания ног – Singapore крутит в самолётах видеоролики, в Qantas
говорят, что даже рассматривают появление на борту тренеров, которые будут
показывать, как размяться, пока сидишь.
===========

(с) Republic
(с) Ира Соломонова


в этой статье собраны в кучу мифы и реальные факты.
так, продажи томатного сока действительно выше, но это объясняется
статистически, а не "потерей вкуса" (на выбор пассажира влияет ограниченный
ассортимент напитков, предлагаемых на борту, а из несладких холодных
безалкогольных обычно предлагают только томатный сок и воду).

высота влияет на чувство вкуса? может быть, но что-то никто из участников
горных походов на это не жаловался.

аспирин действительно может быть полезен. но у него же есть масса
противопоказаний.

и насколько же плохо должна быть поставлена пломба, чтобы чувствовать зубную
боль из-за снижения давления?

повышенный риск развития меланомы из-за полётов, может быть, грозит экипажу,
но не пассажирам - вряд ли кто-то летает через океан туда-сюда каждый день
в течение многих лет. опять же - насколько выше этот риск? выше, чем
загорать дочерна на курорте?

лучшее средство от заложенности в ушах - открывать рот при взлёте и посадке
(точнее - при наборе высоты и снижении, до тех пор, пока не погаснет табло
"пристегните ремни"). да, немного странно сидеть с открытым ртом, но это
работает. ещё лучше зевать, вдыхая воздух через широко открытый рот. можно
сосать леденец или жевать жвачку. немного упражнений ртом гарантированно
избавят вас от боли в ушах.

совет "пить побольше воды" какой-то мутный. что значит "побольше"?

«бульонный чай» (bone-broth tea) из костей я бы есть вообще не стала. но
сингапурская кухня вообще странная. а чтобы встать размяться не обязательно
пить диуретик. к тому же нам только что советовали пить побольше воды - для
того, чтобы от неё избавиться?

по поводу снижения температуры для сна до 16°С... я надеюсь пледы пассажирам
выдают? я вот наоборот - не могу уснуть когда холодно. к тому же
индивидуальные вентиляторы в самолётах есть. а вот индивидуальных
обогревателей нет.

приятна забота, выраженная в меню, но тут я поддерживаю сингапурцев:
"компания предоставляет пассажирам самим выбирать, когда есть и когда
спать".

хороших вам полётов!

Все сообщения в этой теме
 
#  как сделать долгий полёт менее ужасным Jetta 27 августа 2018 в 21:38:34
#  Re: как сделать долгий полёт менее ужасным Sergey Plyasunov 29 августа 2018 в 23:22:48