Перейти в группу новостей: 
 
Тема интервью с Олегом Новиковым, президентом "Эксмо-АСТ" в Republic
Написал Jetta <jetta@inbox.ru>
Дата 25 ноября 2017 в 05:14:46
Группа новостей kraft.books

интервью с Олегом Новиковым, президентом "Эксмо-АСТ" в Republic.

http://telegra.ph/Republic---Oleg-Novikov-EHksmo-AST-Knizhnyj-biznes-rastet-uzhe-vtoroj-god-podryad-11-24(с) Republic14 ноября 2017 г. Елена Евграфова.Крупнейший российский издатель – о провидческих идеях Пелевина, успехе «50оттенков серого» и буме аудиокниг.Мы свыклись с мыслью, что люди читают все меньше и книгоиздание – гибнущийбизнес. Однако это совсем не так, утверждает Олег Новиков, соосновательиздательства «Эксмо», президент издательской группы «Эксмо-АСТ» ибезусловный лидер среди российских книгоиздателей. Он убежден, что мода начтение возвращается, диджитализация всего и вся несет меньше рисков книжнойотрасли, чем любой другой, и даже ситуация с пиратами уже не так ужасна, какнесколько лет назад. Новиков не сомневается, что российский книжный рынок нетолько продолжит расти в будущем, но может удвоиться к 2025 году.– За что вы получили грамоту от патриарха Кирилла?– Сегодня «Эксмо» – крупнейший издатель православной литературы.– Это хороший бизнес?– По-разному бывает. Мы издаем много религиозной литературы и не выделяемотдельно православную, хотя гордимся, что выпускаем такие книги.– Холдинг «Эксмо-АСТ» был партнером фестиваля молодежи и студентов в Сочи.Вложенные деньги вернутся? Это было бизнес-решение?– Ну, они не проходят у нас по статье «реклама», это «социальнаядеятельность». Но если не вкладывать сегодня в то, чтобы молодое поколениечитало, завтра никто не будет покупать наши книги.– Сколько вы потратили на участие?– На застройку стенда около двух миллионов рублей, а программу делали силамисвоих сотрудников.– У вас в программе были заявлены поэтические баттлы «Русские рифмы». Какони проходили?– Наши партнеры «Роспатриотцентр» и «Росмолодежь» организовали этотфестиваль литературных баттлов – люди по очереди читали стихи. Я сам невидел, но говорят, накал страстей был до слез.– А рэп-баттлы вы смотрите?– Нет.– В баттле с Гнойным Оксимирон целый раунд посвятил книге «Тысячеликийгерой» Джозефа Кэмпбелла. Это книга для высоколобых, но сразу после баттлаона попала в топ-40 на «Озоне» и до сих пор продается с пометкой«бестселлер». Что, по-вашему мнению, может пробудить интерес к чтению?– Первое – это сам продукт. Если человек получил удовольствие от книги, онидет и покупает следующую. У нас предложение рождает спрос в отличие,например, от продуктов питания, где спрос стабилен. Ярких писателей всегдане хватает, но будет хорошая книга – будет спрос. Второе – этоинформирование. В год в стране издается 117 тысяч наименований, у нас вхолдинге – порядка 17 тысяч. Проблема большого выбора негативно влияет насам выбор. Человек выбирает в магазине из пяти книг и уходит, ничего некупив. Все взять – это много и выбрать невозможно. Соцсети, веб-сайты,блогеры – хорошие проводники информации о книгах. На наши ресурсы сегодняприходит более трех миллионов человек в месяц. Это то, что помогает.– Вы издавали в России «50 оттенков серого».– Да, и продали около миллиона экземпляров.– Это ?ведь, по сути, литературная порнография. Не будет ли читающаяпублика прирастать за счет потребителей такого рода литературы – назовем ее«сенсационной»?– «50 оттенков» – это феномен, который никто не может объяснить. Ничегопохожего с тех пор не появилось ни у нас, ни в мире. Так что опасениянеоправданны. Я стараюсь не делить книги на настоящую литературу и на «так,детективы», например. И среди западных коллег это считается плохим тоном.Они бережно относятся к интересам своих читателей. Начав читать Донцову,некоторые люди втянулись и потом перешли на более серьезные книги. Самапривычка читать развивает потребность человека во все более интеллектуальнойлитературе. Я тоже начинал с книг Александра Дюма.– Дюма – прекрасный писатель, особенно если сравнивать с Эрикой ЛеонардДжеймс, автором «Оттенков».– Но вы, наверное, говорите о его лучших книгах, а есть то, что давно уже неиздается, и за эти книги нас бы смешали с грязью.– Допустим, возможен путь от низкопробной литературы к болееинтеллектуальной, но многие читатели Донцовой так и не переходят даже кПелевину. С точки зрения социума какая разница, читает человек Донцову илисмотрит сериал?– Есть разница. Книги Донцовой – это прекрасная психотерапия. Они крайнепозитивны, помогают поднять настроение, жизненный тонус. Поэтому люди их ичитают. Безусловно, это лучше, чем смотреть сериалы, в которых, кроме кровии насилия, почти ничего уже нет.– Может ли в России писатель стать долларовым миллионером?– Если такие тиражи, как у Донцовой, то может. Мне некорректно обсуждать еедоходы, но это легко считается. Средняя издательская цена книги – 150рублей, умножьте на тираж и возьмите 10–15%.– До 25% авторские отчисления у вас никогда не доходят?– Бывает всё. Если тираж книги очень маленький, автор долго над ней работал,мы стараемся сделать все, чтобы его усилия были вознаграждены. Иначеполучится гонорар 5–10 тысяч рублей за книгу – несопоставимо с темиусилиями, которые приложил автор.– В Википедии написано, что у Донцовой за 15 лет вышло 180 книг. Яперемножила и поделила, получилось, что она пишет в день набело по девятьстраниц. Вы знаете, как она работает?– Я знаю, что редактору поступают листочки, написанные ее рукой. Она мнеговорила, что каждый день обязательно пишет с 6 до 10 утра, а дальше какполучается. У нее же есть другие увлечения – она ведет на телевидениипередачу, радиоэфиры.– Говорят, что есть писатели, которые работают по принципу американскихшоураннеров – там у автора сериала есть группа авторов, которые расписываютего идеи, а он потом все сводит и редактирует. Что вы знаете о такомподходе?– Я не могу гарантировать, что никто так не работает в литературе. И даженичего плохого не вижу в этом, но у меня нет данных, чтобы сейчас ихоткрыть: вот это написано группой под руководством известного писателя. Мыисходим из того, что если человек принес рукопись в издательство, то это оннаписал. Но литературным процессом как таковым сегодня я занимаюсь только всчастливых или сложных случаях, когда ко мне приходят и говорят: «Такаярукопись поступила, так нам повезло!» Или наоборот: «Есть проблема!» У насболее двухсот редакторов, у каждого свои авторы, свои договоренности.– А что вам в последнее время приносили с восторгом?– Ну вот «iPhuck 10»: «Пелевин написал такое!»– Вы прочитали?– Да, еще в рукописи.– Торкнуло?– Он опять посмотрел в будущее. Герой, которого не существует, которыйисчезает, но не умирает. Люди сами будут создавать свои миры с помощьювиртуальной реальности – это изменит общество. Пелевин сделал акцент насексуальных фантазиях, но мы же понимаем, что можно смотреть шире. Мнепоказалось, что никому не удавалось так рельефно и реалистично описатьбудущее. Кроме того, он назвал книгу «iPhuck 10» до того, как Appleобъявила, что после восьмого айфона будет десятый, – предугадал ихмаркетинговую идею и поместил на обложку.– Каков первый тираж?– Порядка семидесяти тысяч. И электронные продажи уже более 20 тысяч.– У Акунина я видела книги с первым тиражом 300 тысяч.– Думаю, вы имеете в виду серию про Фандорина – там более широкая аудитория.– Даже такой хороший писатель, как Дмитрий Быков, не раз сетовал публично,что в России жить с литературы невозможно. Я опять перемножила и поделила,получилось: чтобы в месяц писатель зарабатывал порядка 300 тысяч рублей(согласно исследованиям, после этой отметки люди перестают волноваться оденьгах), нужно, чтобы ежемесячно продавалось 10 тысяч экземпляров его книг.Сколько у нас писателей с такими тиражами?– Человек пятьдесят.– Недавно во Франкфурте прошла очередная книжная ярмарка. Какой настрой укнигоиздателей? Вы не чувствуете себя капитаном «Титаника»?– Нет. Скорее мы пытаемся сделать из нашего бизнеса торпедный катер. Исовременные технологии в этом помогают. Вы обратили внимание, что сегоднякниги оказались на переднем рубеже прогресса? Все крупнейшие технологическиекомпании идут в книжный бизнес. Мы во Франкфурте вели переговоры с Google.Они говорят: «Все, мы теперь делаем аудиокниги, мы видим их будущее». Но мысами делаем аудиокниги.– А какова динамика продаж аудиокниг?– Третий год подряд рынок удваивается. Но надо понимать, что он сильно упал,после того как диски ушли, а цифровые аудиокниги еще не пришли. В 2013 годуэто было 100 млн рублей, потом 200 млн рублей, в 2016 году это 400 млн, вэтом году мы ждем миллионов 600–700. К сожалению, пока автоматическоеаудиальное воспроизведение – это не то, что можно слушать. Производствоаудиокниг стоит дорого, но технологии развиваются.Мы готовим проект «Читай в любом формате»: купив бумажную книгу, можно будетв любой момент переключиться на цифровую или аудиоверсию. Ты навелустройство на ту страницу, на которой остановился, и дальше продолжаешьчитать с устройства. Нужно садиться в машину – нажал на кнопку, изапустилось аудио на смартфоне. Технология уже существует, но чтобы еемасштабировать, надо все очень аккуратно сделать.– Когда ждать?– Хотелось бы в следующем году.– Вы собираетесь это делать с «Литресом» (онлайн-магазин аудио- и цифровыхкниг)?– Да. Он в холдинг «Эксмо-АСТ» не входит, но у меня там самый большой пакет,другие акционеры тоже не будут возражать.– А если вам завтра предложат $250 млн кешем за компанию, вы продадите?– За $250 млн нет.– А за пятьсот?– И за пятьсот сегодня не продал бы.– Вы так уверены в будущем книгоиздания?– Посмотрите, что происходит с другими бизнесами, – там риски даже выше, чемв нашем. Что происходит с банками, розницей, недвижимостью, которая былаоплотом надежности. Скорость изменений в топ-100 компаний за пять лет такаяже, как за последние 25. Сегодня если ты не обгоняешь волну, она тебянакрывает. А крупнейшие мировые издательские компании достаточно стабильны.Да, «Амазон» их теснит, но это развивает рынок. Пелевин предсказывает, чтозавтра роботы будут не только читать, но и писать книги. Все может быть.Этим и интересна жизнь.– А если обобщить, как меняется модель книгоиздания?– Модель трансформируется в кастомизацию. В то, чтобы удовлетворять всеболее разнообразные интересы читателей. Доля дженерал-литературы, которуючитают все, снижается, а количество узкоспециализированной растет. У нас,например, неожиданно увеличились продажи компьютерных книг. Казалось бы, прокомпьютеры все можно прочитать в интернете, мы чуть было не закрылиредакцию. Но в последние два года продажи начали расти, более того, этосегмент дорогих книг – от тысячи рублей в рознице. Того, что написано в этихкнигах, в интернете не найти – авторские подходы с системной проработкойинформации, полноценное изложение материала, которое помогает развиватьсяпрограммистам.– В интервью «Коммерсанту» вы сказали, что в 2015 году выручка холдингасоставила $233 млн, и прогнозировали рост на 14%; ожидания оправдались?– В рублях наша выручка выросла на 13%, а в долларах – на 35% за счет того,что доллар упал. В итоге мы поднялись в мировом рейтинге издательств с 48-гоаж на 37-е место. Книжный рынок растет уже второй год подряд.– Вы считаете реальной задачу удвоения рынка в 2025 году, на чем основаноптимизм?– Я считаю, нам как отрасли нужно перед собой поставить некую понятнуюзадачу. И удвоение рынка кажется мне вполне реалистичным. Я призвал коллегподумать, как мы можем это сделать. Важный вопрос – развитие инфраструктуры.У нас есть такой рейтинг – «Литературная карта России», где мы описываемструктуру чтения по регионам. У нас до сих пор количество книжных магазиновменьше, чем в Польше, а если считать в пропорции на тысячу человек, то мыпримерно в четыре раза отстаем от Европы. Это тот потенциал, который можнореализовывать.– Книжные магазины закрывались потому, что не обеспечивали выручку. Чтоизменилось?– Они закрывались потому, что не выдерживали конкуренции с другимимагазинами по арендной ставке. Книжные магазины всегда находились в центрахгородов и первыми попали под приватизацию и продажу. А сильных книжных сетейне было. Сейчас арендные ставки стали более разумными, операторынедвижимости более сговорчивыми. Сегодня любой застройщик торгового центрасчитает своим долгом прийти и предложить нам стать якорным арендатором. Впрошлом году было открыто более ста книжных магазинов в стране, 80 из них –это магазины сети «Новый книжный – Буквоед». А если учесть, что всего их встране 1000–1200, то это приличное количество. Небольших точек, торгующихкнигами, включая отделы в супермаркетах, наберется около 2500.– Вы акционер сети «Новый книжный – Буквоед», это прибыльная компания?– Да, и она развивается за счет внутренних ресурсов, реинвестируя 50%прибыли в открытие новых магазинов. Рентабельность на уровне 8% по EBITDA.– А какова рентабельность в книгоиздании?– Публичных данных нет, сложно говорить о средней по отрасли, есть такиеиздатели, кто демонстрирует 40–50%. Мы ориентируемся на 10%.– А есть направления, на которых вы больше инвестируете, чем получаете?– Это новые для нас ниши – например, детские энциклопедии, путеводители.Безусловно, выпуск книг молодых авторов нерентабелен. Мы инвестируем также винтернет-магазины.– В АСТ есть «Редакция Елены Шубиной» и издательство Corpus, ориентированныена интеллектуальных читателей. Они прибыльные?– Да. Почему хорошее издательство не должно быть прибыльным? Другое дело,что нужно соизмерять проекты и тиражи. Редакторам иногда кажется, что книганастолько хорошая, что ее обязательно купят стотысячным тиражом, а если непокупают, то это не умеют работать магазины, дистрибуция, пиар, реклама…Книга-то замечательная. Одна из ключевых бизнес-компетенций в нашембизнесе – умение правильно работать с тиражами. У нас редактор стоит воглаве всего процесса – он всем управляет, но он и отвечает за то, чтобыобщее количество книг не создавало убытка. Порой приходится выпускать книгитиражами 1000 экземпляров и даже 500. Себестоимость таких книг значительновыше средней, но лучше здесь больше потратить, чем непроданные книги сдаватьпотом в макулатуру.– Этим летом я путешествовала по Америке и Канаде, везде искала книжныемагазины – их почти нет. В Коламбусе, штат Огайо, например, всего одинкнижный магазин, хотя это университетский город и столица штата. Зато вкаждом доме есть отдельный контейнер для коробок из «Амазона». В то же времянедавно «Амазон» открыл офлайн-книжный на Манхэттене. Выглядит какразнонаправленные тренды.– Это маркетинг. На «Амазоне» действительно покупать удобнее, а дляпроведения культурного досуга одного магазина в городе достаточно. ПочемуApple в свое время открыла розничные магазины? Близость к читателю и большойпоток людей – это отличная реклама бренда.– Вы известны своей борьбой с пиратами. Какие из неочевидных мер самыеэффективные?– Как показывает европейский опыт, самый эффективный метод – ответственностьконечных пользователей. Если в Германии ты начинаешь качать контент спиратского сайта, завтра придет полиция и наложит штраф. В следующий раз тыбудешь нести уголовную ответственность.– Полицейское государство!– Во всей Европе и в Штатах такая же история. У нас в этом отношениипользователь ни за что не отвечает. Что касается России, в борьбе спиратством я всегда на первое место ставил доступность легального контента,удобство интерфейса и только потом – ограничение и закрытие тех ресурсов,которые воруют деньги у правообладателей (в начале 2016 года по иску «Эксмо»был «пожизненно» заблокирован сайт, распространяющий торренты, «Рутрекер». –Republic)– Человек, которого я чаще всего вижу с книгой, это приемщица в моейхимчистке. У нее маленькая зарплата, она читает на ридере, скорее всего, этоскачанная у пиратов книга. Доступность подразумевает цену?– В том числе. У нас в целом книги в два раза дешевле, чем в Европе.Электронные книги там продают почти по цене бумажных, у нас и они в два разадешевле. Можно воспользоваться подписным сервисом, таким как MyBook илиBookmate, – 250 рублей в месяц, и читай сколько хочешь. Все условия длялегального чтения мы постарались создать. На том же «Литресе» классику снеохраняемыми правами можно качать бесплатно.– А что вы делаете с самими пиратами?– Мы предлагаем им легализоваться. Вы через свой интерфейс можете продаватькниги, мы организуем доступ, вы будете получать комиссию.– Они идут на это?– Есть такие случаи. Легальный рынок растет. В прошлом году рост был 70% повыручке. В этом году доля легальных электронных книг будет примерно 5% отобщего рынка. Это на уровне Германии. Но потребление электронных книг у наспримерно как в Штатах – 30%.– А если пираты не идут навстречу?– Мы обращаемся в судебные органы. Механизм блокировки тоже оченьэффективен.– Ваш автор Дмитрий Глуховский, прежде чем издать на бумаге свои романы изсерии «Метро», выкладывал в своем аккаунте «ВКонтакте» (кроме финальнойчасти); он говорил мне, что это не сказывается на продажах. Вы согласны?– По моему мнению, все-таки сказывается, но у него своя позиция, и мы ееуважаем. Это его интеллектуальная собственность.– Какие книги, кроме «iPhuck 10», в последнее время произвели на васнаибольшее впечатление?– Новая книга Михаила Гиголашвили «Тайный год». На мой взгляд, это одна изсамых сильных книг, изданных в последнее время – про тот год в жизни ИванаГрозного, который он провел в Александровой слободе, отказавшись от трона.Она написана от первого лица. Из бизнес-книг – «Думай медленно, решайбыстро» Канемана.– В одном из роликов в ютьюбе рэпер Оксимирон снялся в майке «Don’t obey.Read». Я бы написала на своей: «The Robots are coming. Read». Что напишетевы на своей?– «Forever reading!»(с) Republic
Все сообщения в этой теме
 
#  интервью с Олегом Новиковым, президентом "Эксмо-АСТ" в Republic Jetta 25 ноября 2017 в 05:14:46



Время выполнения скрипта: 0.001708984375 сек.